Manhattan
7 лет назад

Тишина на площадке!

текст: Агата Барокко

 


В эпоху экшна и безраздельного господства спецэффектов Мишель Хазанавичус решил обратиться к старому доброму чёрно-белому кинематографу. Для этого он созвал единомышленников, в том числе свою жену, актрису Беренис Бежо, и снял фильм, который нравится абсолютно всем. «Артист» – это трогательное посвящение двадцатым годам прошлого века, фильм, где не звучит ни одного слова.

 

Персонажи:

Джордж Валентайн

 

Актёр немого кино и красавец-мужчина, вдруг оказавшийся на обочине жизни. В отличие от Бастера Китона, он не смог спокойно встретить звуковую революцию. Таких актёров, не нашедших себе места в этом новом «безумном, безумном мире» на самом-то деле было много. «Уж сколько их упало в эту бездну...», как говорится.

Пеппи Миллер

 

Романтическая героиня, без которой немыслим никакой фильм – будь то эпоха немого кино или современность. Её появление сопровождается весёленькой песней Penniesfromheaven – аллюзия на одноимённый фильм 1936 года. И без игры слов тут не обошлось – ведь эта самая Пенни будет послана с небес. В конечном счёте, именно она выступает в роли ангела-хранителя и спасает Джорджа от неминуемой смерти. Правда, не без участия Угги, о котором речь пойдёт дальше.

Угги

Героический пёс породы джек-рассел-терьер, на которого после выхода фильма обрушилась огромная популярность. Помимо PalmDog – «собачьего Оскара», он оставил отпечатки лап на Аллее звёзд и даже «написал» биографию. Очень напоминает безымянного пса из фильма «Наше гостеприимство» 1923 года.

Слуга Клифтон

Верный дворецкий в исполнении Джеймса Кромвелла, которому не в первой заботиться о других. Ранее он играл хозяина поросёнка Бейба, и преданности ему не занимать. Своими советами главному герою он рискует нарушить субординацию, но Валентайн слугу своего ценит и ко мнению со стороны всё же прислушивается.

 

 

Белое на чёрном

 

 

Финальный танец

 

Жан Дюжарден и Беренис Бежо репетировали двухминутное выступление более полугода. Более очевидный финал трудно было придумать, в любом фильме с Фредом Астером можно увидеть примерно похожий танец. Но Мишелю Хазанавичусу удалось и в этот довольно избитый приём привнести оригинальное прочтение. В конце мы наконец слышим героев: их сбитое дыхание и возглас режиссёра «Снято!».

 

Звук vs Тишина

Первые звуки нарушили безмолвное течение кинематографа во второй половине 20-х годов. Как и любое новшество, это вызвало массу споров. И люди знающие, вроде Хичкока и Трюффо, так с этим и не смирились. Первый называл немое кино «самой чистой формой кинематографа», второй считал, что «с приходом звука серость благополучно вернулась на свои позиции». Спор этот во многом философский, тут и «мысль изречённая есть ложь», и особая стилистика титров.

Рабы любви

Российский зритель наверняка почувствует параллель «Артиста» с фильмом «Раба любви». Ольга Вознесенская и Джордж Валентайн живут в разных странах и в какой-то степени — в разных эпохах. Время примерно одинаковое, но Ольга обитает в революционной России, а Джордж – во вполне себе благополучном Голливуде. Два мира – два детства... Оба страдают от недосказанности, но ждёт их разный исход. Джордж найдёт утешение в объятиях Пеппи, а Ольга умчится в трамвае от разъярённой толпы. «Господа, вы звери...», – страшный финал красивой истории.

Метки: cinema
Последние статьи в разделе
Back to top