Manhattan
3 года назад

Кораблик кино

текст: Евгения Кубик

 

Н у кто же из нас не помнит золотистый кораблик на синем фоне, предваряющий начало киносеанса или телесериала! С этим корабликом мы проживали лучшие минуты, уносясь в мир советского кино: то на коне вместе с д’Артаньяном, то на машине с Глебом Жегловым в погоне за Фоксом. Лучшая продукция отечественного кинематографа сходила с конвейера Одесской киностудии, начиная с 1907 года.


А начиналось всё еще в Царской России, когда кинематографист Мирон Иосифович Гроссман снял первый фильм, положив начало киноателье, которое позже стало называться «Мирограф». Гроссман выпускает первые познавательные фильмы в 1910-х годах, а уже к 1918 году кинопроизводство выросло до 10 фильмов в год. Параллельно с ним функционирует «Мизрах» и еще несколько небольших кинопроизводств. 

В 1912 году выходит в свет первая художественная картина «Одесские катакомбы», а затем на экраны кинотеатров уже целой лавиной хлынули различные истории, где блистали актёры – любимцы публики. Так, в истории одесского кино оставила свой след легендарная звезда немого кино Вера Холодная, приехавшая на съёмки вместе с московским кинопроизводителем Д. Харитоновым. В Одессе она и умерла от болезни, оставив после себя огромное количество фильмов, в том числе кинохронику похорон. Ещё одним напоминанием о ней стали стихи Вертинского: «Ваши пальцы пахнут ладаном…»

В 1919 году одесские кинематографисты получили уникальную возможность заснять на плёнку прибытие в город войск Красной армии — фильм был назван «Взятие Одессы». Затем, в 1919 году, последовало преобразование мелких частных кинопроизводств в единую Одесскую киностудию на Французском бульваре, а в 1922 было образовано Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ).


Но это, как говорится, была присказка, а сказка советского кино — впереди. Фраза В.И. Ленина «из всех искусств для нас важнейшим является кино» стала крылатой. Вождь чётко обозначил значение кинематографа в жизни советского государства: приоритетом являются хроники, серьёзные просвещающие картины и, в меньшей степени, развлекательные фильмы, в которых транслируются сцены советской действительности, подсказывающие человеку правильные жизненные цели и приоритеты. Работа закипела.

 

Опуская сложности взаимодействия советской власти с творцами кино, вернёмся на Одесскую студию, чтобы остановить внимание на удивительной фигуре того времени – А.П. Довженко. Придя в 1925 году на съёмочную площадку в качестве стажёра (в то время снимали агитационный фильм «Красная Армия»), Александр Довженко проникся идеей кино. Он решает посвятить себя комедийному жанру. Довженко в своих сценариях высмеивал царский режим, рассказывая в трагикомическом ключе историю главного героя как жертвы старого строя. Но по-настоящему заблистал он в качестве режиссёра «Звенигоры», снятой в 1927 году. Этот фильм со сложным сюжетом был весьма новаторским для того времени, объединив на одной плёнке историю длиной в несколько сотен лет, сатиру и лирику.

 

Блестящая режиссёрская карьера Довженко в Одессе продолжается вплоть до 1934 года. За это время он снял такие фильмы, как «Вася-реформатор» (1926), «Ягодка любви» (1926), «Сумка дипкурьера» (1927), «Звенигора» (1927), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930). Из-за разногласий с И.В. Сталиным, опасаясь гонений, Александр Петрович расстаётся с Одессой и переезжает в Москву. Его огромный вклад в наследие Одесской киностудии трудно переоценить. Став одним из трибунов советской власти от кинематографа, он со всей пылкостью вкладывал свой талант в километры плёнки, превращая язык кино из средства в объект искусства. В 1927 году студия была признана одной из лучших в Советском Союзе. Работы Довженко по сей день поражают способом подачи действия на экране, богатством художественного языка.

Одесская киностудия считается первой в СССР, на которой было снято звуковое кино. Это был фильм «Коліївщина» (1931) автора Иван Кавалеридзе. Вообще время, начиная с образования СССР и до начала Великой Отечественной войны, было богато на экранизации украинской классики: «Тарас Шевченко»(1926), «Микола Джеря» (1926), «Кармелюк» (1938) и многие другие. Работа над классическими произведениями позволяла авторам избегать скользкой дорожки политической пропаганды и оставаться при этом на съёмочной площадке. Также снималась так называемая маринистика — жанр кино, действие которого происходит в море. Так появились «Моряки» (1939), «Танкер «Дербент» (1940), «Таинственный остров» (1941).

 


В это же время был организован кинотехникум для подготовки молодых кадров на базе киностудии: в нём обучались будущие режиссёры, операторы, сценаристы, осветители.

>Но тут грянула война. Одесскую киностудию из оккупированного фашистами города эвакуируют в Алма-Ату и Ташкент вместе с технической базой. Там, несмотря на тяжёлое положение, работники киноаппаратов продолжают снимать. К примеру, в Алма-Ате был отснят «Иван Грозный» (1944) Сергея Эйзенштейна, а в Ташкенте — «Два бойца» (1943) Леонида Лукова. И фронт, и тыл в военное время нуждались в картинах для поднятия боевого духа. Фильмы, выпущенные во время войны, являются доказательством того, что искусство должно жить, несмотря ни на что.  

 

 Война подошла к концу, и кинопроизводство вернулось в освобождённую Одессу. Здесь начинается новая глава советского кино. Естественно, было трудно восстановить производство в довоенном объёме: студия понесла большие потери, как материальные, так и человеческие. Поэтому было принято решение сделать Одесскую киностудию летней площадкой Мосфильма. Огромную роль в восстановлении производства сыграл директор Александр Горский, благодаря усилиям которого удалось привлечь выпускников ВГИКа. 

Результат не заставил себя ждать. Послевоенный фильм «Весна на Заречной улице» (1956) сразу был принят с восторгом: молодые талантливые ребята привнесли свежее видение и энтузиазм, задав тон всему кино того времени. Это было переосмысление жизни советским человеком, который начинал заново строить свою Родину. Следом были выпущены на экраны страны: «Моя дочь» (1956), «Повесть о первой любви» (1957), «Зелёный фургон» (1959), «Исповедь» (1962). А кто не помнит Фросю Бурлакову из «Приходите завтра» (1962)!

Ещё одним успехом для Одесской киностудии стало награждение Петра Тодоровского за фильм «Верность» на Венецианском кинофестивале в 1965 году.


Но перед этим происходит ещё одно важное для студии событие. В 1964 году, когда директором был Геннадий Збандута, было решено, что студии необходима заставка с узнаваемым логотипом. Вот тогда-то и появился золотой чеканный кораблик на синем фоне с надписью «Одесская киностудия». Наверное, всем и без объяснений понятно, почему именно корабль. Сейчас нет человека, который не узнал бы эту заставку, тысячи раз появлявшуюся перед началом всеми любимых фильмов.


Конец шестидесятых можно назвать началом расцвета советского кинематографа. Ну, во-первых, фильмы наконец стали цветными! А во-вторых, развиваясь обособленно от западного, наше кино имело свой неповторимый стиль, продиктованный особенностями сознания советского человека, если угодно. Можно выделить несколько характерных черт: идея братства, сохранение человеком моральных принципов и, конечно, любовь. Особняком стоит идея любви к Родине.


Одесская киностудия, начиная с шестидесятых годов, становится настоящей фабрикой по производству детских фильмов. На ней были сняты «Туфли с золотыми пряжками» (1976), «Тимур и его команда» (1976), «Приключения Электроника» (1979) и многие другие.

Но ещё важно, что в это время на Одесскую киностудию пришли Кира Муратова, Станислав Говорухин, Виллен Новак, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Вадим Лысенко, Ярослав Лупий, Наталья Збандут, Леонид Павловский, Александр Павловский и многие другие. Это режиссёры и сценаристы, которые создавали и создают кино, любимое всеми. Для уточнения достаточно назвать всего несколько фильмов: «Вертикаль» (1966), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Чародеи» (1982).  

Нехватку финансирования кинопроизводство ощутило в перестройку. Но и в это время, и в трудные для искусства девяностые было множество талантливых произведений: «Морской волк» (1990), «Пустыня» (1991), «Дикая любовь» (1993), «Принцесса на бобах» (1997). Отдельно хотелось бы отметить творчество Киры Муратовой, которая дебютировала как режиссёр в 1962 году, но благодаря акценту на противоречия человеческой натуры и нестандартному творческому подходу, её фильмы стали по-настоящему популярны лишь в конце восьмидесятых.

В настоящее время Одесская киностудия функционирует, продолжая выпускать фильмы, правда, не в таком количестве. На её территории находится Музей кино, где собраны ценные для истории материалы: киноплёнки, журналы, газеты о кино, выпускавшиеся с начала ХХ века.

Завершая плавание по волнам истории, хочется отметить, что Одесская киностудия – культурное наследие, которое необходимо беречь. Здесь были сняты кадры «Броненосца Потёмкина» Эйзенштейна, выпущена первая звуковая кинолента, создан первый на Украине мультфильм, построены тысячи декораций для известнейших картин. Одесская киностудия – это место, где творилась и творится история кинематографа! 


Смех сквозь слезы, бедственное положение Одесской киностудии обыгранное в шоу «Уральские пельмени».

Последние статьи в разделе
Back to top