Manhattan
3 года назад

Любовь до гроба

текст: Агата Барокко

 

Вий (1967)  

На обычном украинском хуторе жизнь идёт своим чередом: скачут козы, студенты-семинаристы пристают к местным девушкам, Микитка совсем обабился. Всё резко меняется после истошного крика: «Паночка померла!» Фраза вмиг облетает весь хутор, и вот уже собакам запрещено лаять, дабы не осквернять память погибшей.

Вий  (2014)

Хутору предстоят целых два потрясения. Сначала смерть паночки, а ровно через год — приезд иностранца-картографа. Жизнь на хуторе напоминает быт, каким он показан в фильме «Таинственный лес» — лучше сидеть в деревушке и не высовываться. От греха подальше.

 

 

 

Вий (1967)

На долю съёмочной группы первого «Вия» выпала нелёгкая задача: найти действующую церковь на территории атеистического СССР. Подходящая «натура» нашлась в Ивано-Франковской области на Украине. Съёмки внутренних сцен проходили на Мосфильме, но и здесь пришлось помучаться. Опять-таки по причине атеизма никто в группе не был знаком с внутренним убранством церкви. Пришлось вникать, а стены было решено покрыть смоляной паутиной — для пущей архаичности.

Вий  (2014)

По списку задействованных стран можно догадаться, что проблем с «натурой» не было. Большая часть съёмок происходила в Чехии, в местном заповеднике.  

 

 

 


Вий (1967)

Чубатый Леонид Куравлёв не в первый раз играет простачка. В картине «Живёт такой парень» он беспечно заявляет: «Креститься надо, если кажется». Большую часть «Вия» ему придётся как раз этим и заниматься. 

Вий  (2014)

Сюжетных линий в новом «Вие» две. И для Хомы Брута в сценарии не так много места. Его играет Алексей Петрухин со взглядом побитой собаки. Всё одеяло на себя перетянул англичанин Джейсон Флеминг. Его персонаж — тот самый картограф, подозрительно быстро освоивший русский язык. На эту роль всерьёз рассматривались Венсан Кассель, Пирс Броснан, Киану Ривз. 

 

 

 

Вий (1967)

Красавица-циркачка Наталья Варлей. Как выяснилось в «Кавказской пленнице», горизонтальное положение — её конёк. В той ленте она соблазнительно возлежала в спальном мешке, теперь предлагаемые обстоятельства несколько иные: назвалась актрисой — полезай в гроб. На момент съёмок Наталье Варлей 18 лет: она юна, неопытна и ничегошеньки не боится. 

 

Вий  (2014)

Просто красавица Ольга Зайцева. В творческой биографии — исключительно роли в сериалах. Ольга много старше своей кинопредшественницы, но трудностей также не боится. Все трюки выполнила сама, что вызывает нашу искреннюю похвалу. 

 

 

 

 

 

Вий (1967)

Харизматичнее всех смотрится ведьма. Её можно спутать с классической Бабой Ягой в исполнении Георгия Милляра, но в данном случае в шкуру сумасбродной старухи вселился Николай Кутузов. 

Вий  (2014)

В «Вие» свою предпоследннюю роль сыграл Валерий Золотухин. В привычном ему образе деревенского юродивого он поёт незатейливые песенки, а в минуты роковые спасает главных героев. Ещё здесь по традиции крутят любовь Агния Дитковските и Алексей Чадов. 

 

 

 

Вий (1967)

Иконы в церкви какие-то враждебные, молитва не приносит спасения в неравной борьбе с нечистью. Фильм антиклерикален, как того и требует время. 

Вий  (2014)

Отдельного упоминания в этой связи заслуживает отец Паисий (Андрей Смоляков). К пастве он обращается не иначе как «стадо христово», а под конец и вовсе провозглашает себя мессией. Внешне он похож на Дмитрия Киселёва, что только усугубляет ситуацию. Одним словом, религия опять не в чести. 

 

 

 

 

Вий (1967)

Особый грим не был предусмотрен, но в этом и заключается высочайшее мастерство — вызвать тревогу одной лишь кровавой слезой, стекающей по щеке паночки. Спецэффекты выполнены на совесть, для своего времени это высший класс. Вернее, высший пилотаж, ведь именно в такой манере паночка выполняет трюки в своём комфортабельном гробу. 

Вий  (2014)

3D он и есть 3D. Качественно, красиво, порой излишне стремительно. Всё-таки клиповая съёмка не всегда уместна в кино. По гриму всё как надо — усы казаков доходят до середины грудной клетки. Придраться можно только к волосам Настуси — солома как она есть. Кстати, именно шевелюра (или её отсутствие?) не позволила сыграть в фильме Наталье Водяновой. По контракту ей запрещено радикально менять внешность — пусть даже для киноработы.  

 

 

 

Вий (1967)

Самое завораживающее в «Вие» начинается с реплики паночки «Ко мне, упыри, ко мне, вурдалаки!». На зов откликаются жутчайшего вида карлики и уродцы. Тот случай, когда особого грима не требуется, а натурализм страшнее фантазии.


Вий  (2014)

Пьющие казаки то ли под влиянием некачественной горилки, то ли в результате черной магии перерождаются в мерзких чудищ. Особенно умиляет казак с отрубленной головой: она лежит на подоконнике и даёт указания отдельно стоящему туловищу. 

 

 

 

 

Вий (1967)

По замыслу Гоголя, Вий — начальник гномов, сплошь покрытый шерстью и с веками до земли. В советской экранизации решили не связываться с мехом, а нарядить верховное чудище в несколько слоёв промасленной мешковины. Костюм получился такой тяжёлый, что роль безоговорочно отдали тяжёлоатлету Степанову. Веки у этого представителя нечистой силы получились короткие и поднимаются на верёвочках.

Вий  (2014)

На главной части тела экономить не стали — веки Вия полощатся в мутной жиже и скрывают за собой поистине отвратительное зрелище. Во время этой сцены приём попкорна лучше прекратить. Страдающим трипофобией придётся совсем несладко. 

 

 

 

 


Вий (1967)

 Первый советский фильм ужасов окутан сплетнями и скандалами. Наталье Варлей, например, многие пытаются внушить, что именно роль паночки стала причиной её длительной болезни. Сама же актриса только однажды столкнулась с мистикой: фильм планировали показывать во время морского круиза, но разыгрался страшный шторм. Как только показ прервали, водная стихия успокоилась. 

Вий  (2014)

 Нет сведений. Будем надеяться, что всякая мистика обойдёт участников съёмочной группы стороной. 

 

 

 

 

Вий (1967)

Обидно признавать, но кульминационная сцена заканчивается фактически ничем — комическими блёстками в глазах вия. Момент потерян безвозвратно. И многие винят в этом третьего режиссёра — сказочника Птушко. В своих предыдущих работах он часто уходил в декоративность, вот и здесь не сдержался. 

Вий  (2014)

К сценарию вопросов очень много. Зачем нужна была вторая линия с картографом? Не слишком ли вольной получилась экранизация? С какой стати англичанин так просто изъясняется по-русски? Вершиной нелепицы следует считать диалог между двумя казаками: «— Что это было, хлопцы? — Апокалипсис!» Такие фразы, по мнению сценаристов, должны вызывать безудержный хохот в зале. На деле же всё ограничивается сдержанными смешками самой недалёкой части аудитории. 

 

 

 

 

Вий (1967)

Что можно было ожидать, выпуская в советский кинопрокат первый в СССР фильм ужасов? Конечно, гробовой тишины и потрясённых школьников. Почти каждый советский ребёнок смотрел эту гоголевскую экранизацию через небольшую щёлочку в ладони. Под впечатлением ребята потом собирались вместе и «играли в паночку». Успех ошеломительный, особенно впечатлительные зрители побаиваются до сих пор. 

Вий  (2014)

Когда фильм не вызывает особенной шумихи, успех принято измерять кассовыми сборами. При бюджете в 26 миллионов долларов «Вий» собрал в кассе 34 миллиона тех же долларов. Какого-либо заметного ажиотажа вокруг фильма не наблюдалось. 

 

 

 

 

 

Н иколай Васильевич Гоголь всё время тянулся ко всякого рода чертовщине, и благодаря этому его увлечению мы имеем возможность прочесть одни из самых ужасающих строк, когда-либо написанных на русском языке. Конечно, такой благодатный материал хочется экранизировать — к примеру, помимо сравниваемых фильмов, есть ещё «Ведьма» 2007 года выпуска, также по гоголевским мотивам. Но впечатление от всех этих фильмов какое-то неоднозначное.

Советский «Вий» — экранизация вежливая, порой дотошная, но при этом фрагментарная. 77 минут экранного времени (а среди них есть величайшие) слишком быстро заканчиваются. Хочется продолжения. 

«Вий» современный, наоборот, — непомерно затянут. В нём есть всё — и вздымающаяся грудь Анны Чуриной, и некое подобие Стоунхенджа, и неумелая попытка приплести историю о Гийоме де Боплане. Этот французский инженер и картограф первым изучил земли Малороссии. Но от «Вия» мы ведь ждём совсем другого — трёх «свиданий» паночки и Хомы Брута. В новейшей версии показана лишь первая ночь, о двух последующих герой упоминает вскользь — «ну и натерпелся я страху!». Сама атмосфера в «Вие» 2014 года стерильная, искусственная. На этом фоне клип Виагры «Поцелуи» с лёгким мистическим уклоном выглядит подлинным киношедевром.

Со времён первого «Вия» прошло 47 лет, а хоррор в России так и не прижился. В кинематографическом плане, разумеется. Так уж сложилось, что заглядывающий в машину милиционер из «Груза 200» выглядит во сто крат страшнее любого компьютерного монстра. Реальность кусается — и укусы эти очень плохо заживают. 

Последние статьи в разделе
Back to top