Manhattan
5 лет назад

В рамках фото

Интервью и видео: Тимур Салихов

 


Антон Мартынов популярный блогер и коммерчески успешный профессиональный фотограф, анализирует заблуждения свойственные начинающим фотографам, демонстрирует преимущества проката фототехники, и признается в отсутствии ностальгии по советской школе фотографии.

 

Чем вы зарабатываете на жизнь, хотя это странный вопрос? (смеются)

Как там? Танцую по ночам в клубе (смеется)… Go-go, да! Гну шесты, как надо! Мне вот приносят трубы, я их гну, как надо! Повис и – хоп! – на девяносто градусов загнул! Сантехник приходит назавтра, забирает и говорит спасибо. Чем ещё можно заниматься фотографу-то? Только этим.

Всё-таки больше съёмка или обработка?

Любой фотограф занимается и съемкой, и обработкой. Он должен этим заниматься.

Сами обрабатываете фотографии или у вас есть дизайнер?

Сам, да, сам. Нет, есть, конечно, люди, которых привлекают, т. е. есть заказы, которые требуют или быстроты, или большого потока, или что-то ещё, – конечно, тогда привлекаешь человека, одного или нескольких, которые займутся просто обработкой. А если это твой проект и ты эти занимаешься, то естественно ты…

…никому не доверяешь…

Да, конечно! И я знаю многих фотографов, которые не доверяют и так и не нашли себе никакого обработчика.Потому что очень сложно в чужую голову вложить то, что ты хочешь получить в результате.

То есть «фоторабы» – это не про тебя история, да? То есть сидят люди, прыщи убирают?..

А зачем? Это не такая страшная проблема – прыщи, то есть я не вижу в этом ничего такого страшного. Вот у нас есть модель, например, – я вот, например, ничего не вижу, никаких, допустим, дефектов кожи… Да и обычно это в общем так. То есть я не припоминаю таких ситуаций, когда бы пришлось потом долго и нудно их замазывать…

Ну, допустим, всё это конвертирование, выправление баланса и цвета и конвертация – это всё довольно-таки много времени занимает.

Ну, не так много. Не могу сказать, что это много времени занимает. Съемка занимает больше. И подготовка занимает больше.

Какой у вас компьютер? MAC?

Ну да, МАС. Ну, у меня не один. Вот у меня с собой ноутбук и дома у меня МАС-PRO – большой компьютер. Но это совершенно, честно говоря, случайность, потому что я работал на разных других компьютерах и на любом, в принципе, могу поработать… Долгое время работал на Windows и еще долго работал на Silicon Graphics, такие компьютеры были раньше, теперь они стали серверные решения выпускать, а раньше это были специальные компьютеры для компьютерной графики – большие, здоровенные такие сундуки по миллиону долларов. Так что, в принципе, мне всё равно, на чём работать, лишь бы оно работало и не докучало мне какими-то глюками работы и так далее. Ну, я знаю просто много людей, которые работают на Windows и умеют отлаживать эту систему, и для них заявление, что для меня МАС удобнее, часто бывает как «красная тряпка» такая. «Да там же вот это не работает, то не работает, то не так сделано, это не так сделано!»… Я не снимаю на пиратском фотошопе и не обрабатываю на пиратском фотошопе, у меня всё лицензионное. Мне тут стесняться нечего!

Можно сказать, что можно найти нелицензионное, если захотеть, да?

Ну, наверное, можно найти нелицензионное, но опять же – зачем? Цены сейчас стали вполне реалистичны. Тот же Lightroom сейчас стоит пять тысяч рублей – ну, к примеру. Это всё-таки деньги, ну, как скажем, немаленькие, ну и не такая сумма, чтоб взять и пойти и застрелиться. Пять тысяч рублей – я думаю, человек, который занимается фотографией, сможет найти в любом случае.

Вот мне бы хотелось сейчас услышать что-нибудь полезное нашим читателям, которые несведущи в обработки. Вообще современный фотограф может обойтись без фотошопа?

Нет, конечно. Ну, не то чтоб без фотошопа, вообще без обработки не может обойтись, потому что обработка это составная часть рабочего процесса и непонятно, почему её выделяют в отдельный какой-то мир, хотя это продолжение съемочного процесса, то есть начали с подготовки, потом продолжили со съёмки и закончили печатью или какой-то публикацией материала. Это, на самом деле, звенья одной цепи, и выкинуть это невозможно. Даже если вы говорите, что «я не буду ничего делать с файлами на компьютере», вы делаете с этим в фотоаппарате, настраивая там, не знаю, баланс белого, настраивая какие-то режимы и так далее, вы всё равно делаете обработку эту, всё равно она происходит.

А вы застали те времена, когда приходилось в красной комнате закрываться?

Конечно, конечно. Я динозавр, да, я помню Ленина (смеются). Ну конечно, я и сам печатал, и цветные фотографии печатал вручную.

Сколько времени уходило на обработку фотографий?

Ну-у-у… Много!

Но это же было интересно очень на самом деле!

Не могу сказать, что это было интересно.

Да ладно!

Это было неинтересно, это был скучный и занудный процесс.

Если говорить про подготовку, то какой вид съёмок наиболее сложен?

Любой вид съёмок наиболее сложен, если к нему готовиться серьёзно. То есть если делать что-то хорошее, то, как правило, нужно готовиться, и готовиться хорошо. И тут нет деления какого-то, есть просто задача, которую ты хочешь выполнить, и что для этого нужно. А дальше ты уже смотришь: мне нужен, допустим, номер в отеле, к примеру, нужна модель, нужен осветитель, если нужно; нужны какие-то приборы и так далее, и тому подобное пошло-поехало, нужно пригласить визажиста. И даже тривиальная задача – поснимать какие-то простые кадры, которые выглядят очень просто и непритязательно может быть, они требуют серьёзной работы, и поэтому, когда вы хотите сделать что-то хорошее, всегда нужно готовиться серьезно.

Ну, это фотосессия. А, например, просят репортаж снять…

Какая разница? Вы должны подготовиться к репортажу, вы должны подумать, что будет на этом репортаже, какие у вас будут съемки, взять ли светосильные фиксы или взять какой-нибудь один ультразум и не мучиться с этими светосильными фиксами. Попробовать, например, подумать, взять ли вспышку или, может быть, не нужно вспышку, а может быть нужен отражатель. То есть репортаж может быть на улице, может быть в помещении. Может быть, взять какую-нибудь дополнительную вспышку, поставить её на штативе, запускать её дистанционно, чтоб подсвечивать, допустим, людей в президиуме, потому что близко подойти нельзя, но хочется хорошие кадры, – и поизвращаться как-то… Ну, вариантов может быть очень много, и репортаж это не всегда когда фотограф бегает с одной камерой и всё, бывают и сложнее все установки. А бывает, я не знаю, какой-нибудь протокольный репортаж – тут нужно подумать, что надеть, как выглядеть, в костюме ли нужно прийти, где-то костюм взять, я не знаю, – у меня нет костюма, например (смеются). Чтоб не выглядеть, как идиот: все в костюмах, а ты один… с унитазом на животе! (смеются) Это уже странно может выглядеть. Поэтому репортаж репортажу рознь и иногда этого и нужно ничего делать, а иногда нужно хорошенько подумать, что тебе может понадобиться и подготовиться к этому. Сейчас в принципе неплохо, в Москве по крайней мере, и я думаю, что в ближайшем будущем и здесь, если ещё не появилась сеть прокатов оборудования и многое можно брать в прокат. Это стоит недорого, и это очень хорошо, большое подспорье фотографу, потому что не нужно покупать «толпу» объективов. Это как раз к выбору – «что мне взять»…

В Уфе такого нет…

Я думаю, всё это рано или поздно будет, потому что это очень удобная штука и она в принципе приносит доход и в принципе себя окупает, я так понимаю, судя по тому, какое большое количество прокатов появилось, и можно пойти, допустим, 85/1.2 объектив, но покупать его – это адский ад, а так взять его за пятьсот, за восемьсот рублей в сутки и снимать…

Вопрос такой: у тебя своих фотографий много вообще?

Имеется в виду, где я сфотографирован? Нет, немного. Ну, потому что я ж всё-таки обычно с другой стороны фотоаппарата стою.

То есть «никто кроме меня лучше не снимает», да? Или что?

Да просто никто не снимает!

(женский голос) Неправда! (смеются)

Да, есть, кстати, такое исключение: фотографы-девушки, особенно симпатичные, они любят и по той стороне и по этой стороне побывать объектива.

Есть какие-то чёткие отличия между фотографами или фотографиями Европы и, например, Китая?

Ну, конечно. Конечно. В любой культуре есть свои собственные правила. Как в одежде, например. Сейчас идёт, конечно, смешение культур, но тем не менее мы видим, сто, допустим, в Европе одеваются по-одному, в России одеваются по-другому, в Китае одеваются по-третьему. Хотя смешение идёт, конечно, все очень многие вещи стали очень… можно приехать в какой-нибудь крупный город Китая и увидеть людей, одетых точно так же, как в крупном городе Европы. Но всё равно есть какие-то национальные отличия, есть какие-то культурные отличия, и это всё, естественно, накладывает отпечаток, то есть и так же в фотографии: есть какие-то ценности, которые интересны в Европе, есть ценности, которые интересны в Китае, и они по-разному преподносят… Ну, например, это даже на технике отражается: в Англии наиболее популярный объектив это широкоугольный объектив, к примеру. Судя по продажам, данным по продажам, которые есть, там продаются больше всего широкоугольные объективы, которыми, скорее всего, снимают пейзажи. В России широкоугольные объективы абсолютно не ценятся, и по продажам они очень сильно уступают более дорогим портретным объективам. Это тоже доказанный факт, он существует, это статистика по продажам объективов. Гораздо более дорогой, более светосильный, типа 85/1.2, продаётся больше, чем широкоугольный объектив. Почему? Потому что в Англии много пейзажей, мало красивых девушек, а у нас наоборот – много красивых девушек, но мало, к сожалению, красивых пейзажей. Они есть, но для нужен хороший трактор, чтоб до них доехать, желательно на гусеничном ходу, и три дня ехать туда, пока не доедешь до этого места красивого.

Но при этом, может быть, зависит ещё от работ? То есть мы можем продать свои фотографии, которые… про людей и так далее, а таких организаций, как National Geographic и так далее, у нас нет.

Нет, почему же, им можно продавать то, что у нас сейчас есть, и National Geographic тоже это купит, потому что им интересно, что происходит в других государствах, но опять же тут нужно понимать, что продать можно будет какой-то репортаж, это раз, какой-то событийный здесь, потому что вряд ли что-то другое заинтересует, а два – это может быть природа, что-нибудь интересное, красивое, а это – как раз трактор и так далее и всё такое. Но ведь люди на это не готовы. Там можно доехать до какого-нибудь красивого мыса, расставил штатив, подождал закат или рассвет – и получил хорошие кадры. И ты можешь их идти продавать на открыточку. Здесь у нас что нужно будет сделать, чтобы получить такой кадр, – нужно будет снарядить экспедицию, ну реально так, и поехать не на машине, каком-нибудь mini-Coоper`е приехать к этому мысу, а нужен будет bigfoot, и ты на нём едешь – тушёнку взял с собой, чтобы что пожрать было, антикомариные средства…

Ещё и зима…

Ещё и зима, приезжаешь куда-то там, если ты не провалился где-то в сугробе, – расставил штатив, надел варежки с подогревом (смеются).

Часто говорят о советской школе фотографии. А была ли она вообще?

Репортажные и производственные снимки – конечно, было, то есть была школа по репортажу и по производственному репортажу и по всем этим вещам, конечно было. А постановочной съёмки было мало! Уж не говоря про fashion, не говоря там про beauty и всякие разные дизайнерские, это было всё на откуп любителям, тем, которые любили этим делом заниматься, и их было единицы – людей, которые экспериментировали. И поэтому какое-то street-photo, например, у нас – ни разу, люди даже не знают, что это такое. Trаvel-photo – это вообще… Ну понятное дело, если ты выехать за границу не можешь никуда, – то какое там trаvel-photo… Ну, можно было по Советскому Союзу ездить…

Но раньше же любили фотографировать, в советское время, были же фотоаппараты.

Ну, были, да, но это всё-таки не идёт ни в какое сравнение с тем, как любили фотографировать в других странах. То есть если сравнивать, то да, у нас техники было довольно много, но по объёму того, что было сделано, – ну, в той же самой Америке на душу населения количество кадров, которые получились, – и поэтому мы сейчас можем, например, посмотреть на картинки старой Америки, но не можем найти картинки старой Москвы. Их там по пальцам пересчитать можно – красивые кадры, хорошие… Нет!

Ну, были фотоаппараты свои, «Зениты» эти…

Ну, было, было! Всё это было, да! Но это не в таком, видимо, объёме было и «выхлоп» дало не такой в результате.

Но люди были более «фото-образованными», потому что сейчас купил, поставил на «авто» – хэй, хэй – и всё, понажимал, а там нужно было дифрагму, выдержку…

Это всё то же самое. И поэтому когда людей хают по поводу цифровой техники, – то, что стало много людей, которые снимают абы как, – если бы у вас была машина времени, вы бы смогли проехать, и вы бы смогли услышать абсолютно такие же речи и раньше, что вот раньше у меня был фотоаппарат, в котором только ручной режим, а сейчас понаделали «Зенитов», в которых можно поставить приоритет диафрагмы. И вот они ходят все снимают, «щелкунчики» эти, тридцать кадров свои быстренько отснял плёнки, а раньше я каждый день думал над кадром, над одним! Но те же самые разговоры можно было услышать и раньше, и принципиально, в общем-то, многие вещи и не изменились. Как были люди, которые вдумчиво относятся, и были люди, – которые свободно, так и сейчас это осталось. Я считаю, что это хорошо, что появилось много людей, которые снимают на автомате. Это гигантский плюс.

И ещё два вопроса осталось в плане снимать. Какие камеры предпочитаете и почему?

Предпочитаю любую камеру, которая снимает. (смеется) Абсолютно любую!

А всегда с собой?

Разные совершенно. Всегда с собой разные фотоаппараты. Вот что есть под рукой, тем и снимаю. То есть я могу приехать и с Olympus`ом сюда..

То есть под этой футболкой Fuji нету?

Нет, нету.

То есть нет такого приоритета, что только этими камерами?

Нет, нет. В принципе, я считаю, что Fuji – хорошая камера, и они, в общем-то, недооценены у нас и вообще. Поэтому мне не стыдно рассказывать про то, какие они хорошие, – постоянно всем показывать это, – потому что это действительно так. Но есть и масса других камер, которые мне тоже нравятся. И, кстати, когда я общаюсь с представителями Fuji, я им точно так же и говорю. Нет такого, что «ах-ах, ваша камера божественна». Точно так же им говорю, какие есть ошибки, и указываю на них, и рассказываю. Просто, скажем, Fuji мне ещё чем нравится, – тем, что компания довольно гибко подходит к рекомендациям пользователей. То есть они выслушивают рекомендации, в отличие от, скажем, от Canon и Nikon, которые живут в своём собственном мире и делают, как нужно им. И пользователей вообще не выслушивают. Ну, может быть, кого-то и выслушивают, – каких-то там слишком продвинутых фотографов, но такого уровня, как я, – никто не спрашивает. Просто, мы вам дали – ешьте, что дают! А нареканий довольно много к любой технике. Ну естественно, одно дело придумать технику и оттестировать её в каких-то лабораторных условиях, а другое дело – пользоваться ею повседневно и в разных условиях. И разница существенная!

В ЖЖ вы написали, что не все фотографы находят общий язык с моделями?

Да, регулярно такое бывает, да.

А почему это так, и как себя модели ведут по отношению к фотографам?

Немножко не в этом дело, а дело в том, что это более общая проблема, она, в общем-то, охватывает не только моделей и фотографов, она в целом всю страну охватывает со всеми этими проблемами, и с этим сталкиваются не только фотографы, ещё и другие профессии тоже сталкиваются с этим, потому что по сути очень часто исполнители – люди, которые называются исполнителями, – не хотят работать, они хотят по-быстрому получить какие-то деньги, а что-то сложное делать уже – пойди найди работника; ещё нужно поискать…

Вот такой вопрос, про деньги. Вот человек купил камеру, сколько-то там снимает, в школу походил, на курсы походил, на всякие мастер-классы, и считает, что он снимает хорошо. Нужно ли ему идти в профессиональную фотографию?

Ну, если он может на этом зарабатывать, то пусть идёт Это какой-то вопрос такой, что человек научился прикручивать кран и хочет пойти в сантехники…Ну и пожалуйста. Если у него получается это, – почему бы и нет. Пускай идёт. Кто ему может запретить? Профсоюз фотографов что ли должен сказать, ты недостаточно научился ещё, давай мы тебя сейчас ещё отэкзаменуем. Нет, если у него получается… При этом очень часто бывает так, что человек и не научился фотографировать, а идёт в коммерческую и успешно себя продаёт, потому что он хороший продавец, умеет свои товар и услуги продать очень бодренько, и мы видим таких людей довольно много. И в этом нет ничего плохого, потому что на самом деле мы можем сколько угодно бить себя пяткой в грудь и говорить, что низкое качество фотографий, плохие фото и так далее, и всё это занижает уровень, – это не занижает уровень, это просто даёт другим людям показать, насколько они хороши. Это хорошо, что есть такие люди, которые всякую фигню продают.

  • martynov
  • martynov
  • martynov
  • martynov
  • martynov
  • martynov
Метки: photo
Последние статьи в разделе
Back to top