MNHTTN

Народная дипломатия

28 марта 2014

текст: Диана Усманова

О тношения между странами и регионами далеко не всегда укладываются в официальные исторические страницы. Международные договоры, представительства, кампании и прочие громоздкие сооружения официальной дипломатии часто проигрывают дипломатии «народной». Проигрывают в душевности и искренности. Потому что личная дружба, интернациональный брак сплачивают народы крепче и надёжнее. И у Башкирии и Украины примеров тому — великое множество.

 
От обороны к посеву

Первые украинцы появились на территории современного Башкортостана вскоре после первых русских. Расширенное русское государство укрепляло границы, и в 1731 начало строительство Новой Закамской, а чуть позже — Оренбургской и Яицкой крепостных линий. В эти годы в числе строителей и защитников новых крепостей появились в этих краях первые украинцы.

Вторая волна затронула уже не служивых, а земледельцев. После реформ XIX века в Уфимскую губернию потянулись переселенцы, в том числе и украинские. Особенно полюбились новым жителям несколько сёл в Белебеевском, Стерлитамакском и Уфимском уездах.Названия новым сёлам давали близкие и родные. Например, Золотоношка — воспоминание о реке в Черкасской губернии, откуда прибыли поселенцы. И после революции по названиям можно было угадать украинские корни жителей. В той же Золотоношке колхоз стал носить имя Тараса Шевченко. Впрочем, имя это не потерялось и сейчас, только носит его уже не колхоз, а СПК.


Эвакуированные

 
Самая большая украинская волна пришла в Башкирию во время бури Великой Отечественной. Украина — поля сражений. Башкирия — глубокий тыл. Военная логистика проста: отсюда уходили эшелоны с ополченцами, оттуда приходили с эвакуированными.Население Уфы — тогда чуть более 270 тысяч — уплотнилось за годы войны в пять раз! Эвакуированные прибывали из Белоруссии, Ленинграда, западных областей России. Но именно украинцы стали совершенно особой страницей в истории Уфы военного времени.В Башкирию прибыло более 100 тысяч украинцев! Город потеснился, но принял всех. Эшелонами прибывали не только жители западных областей. Вместе с ними эвакуировали предприятия, культурные и научные учреждения. Из сотни предприятий, эвакуированных в Башкирию, двадцать были с Украины. Со всеми специалистами и технологиями. Такими же судьбами в Уфе оказался цвет украинской интеллигенции: здесь размещались Академия наук УССР с 18 научными институтами, союзы композиторов, писателей, художников, архитекторов Украины, а также несколько театров из Киева, Днепропетровска, Мелитополя. Такого «культурного нашествия» Уфа не видела никогда.

На сцене Башкирского оперного театра, получившего официальный статус лишь за несколько лет до войны, выступали артисты Киевского театра оперы и балета. Объединённая с башкирской труппа ставила спектакли, которые во многом положили начало истории театра в Башкирии. 

Примерно в таком же бурлящем котле появлялись новые точки роста башкирской литературы. В Уфу прибыли не только бесценные рукописные фонды покойных классиков — Тараса Шевченко и Николая Гоголя, но и современные и вполне живые лучшие перья Украины — Павло Тычина, Иван Кочерга. Тогда на украинский язык были переведены произведения многих башкирских поэтов, а на башкирский — украинских. Литературоведческий анализ украинскими специалистами башкирской литературы во многим стал первым, проведённым на столь высоком уровне. 

Город, несмотря на напряженную работу (все эвакуированные предприятия работали на пределе мощностей) и тяжелый быт, жил активной культурной жизнью. Выступали артисты, художники и архитекторы делились опытом, завязывались отношения на уровне личной дружбы. Уже через месяц поэт Максим Рыльский опубликовал в «Красной Башкирии» стихотворение-благодарность:Мы сходимся, братаемся мы ныне,Как путники у общего костра.Башкирия далекой УкраинеЗдесь простирает руку как сестра.

Прибывшие внесли свой вклад в общий костёр. Академия наук активно работала по всем направлениям и везде оставила весомый след. О благотворном действии на башкирскую научную школу лучше всего говорит такая цифра: к 1945 году, по сравнению с 1939-м, число докторов наук в республике увеличилось в 6 раз, а кандидатов — в 12 раз. И это были уже местные кадры, так как украинская эвакуация в Уфу закончилась в мае 1943-го.

Сквер Башкирских конников в Луганской областиЛогика войны проста и сурова: связи между фронтом и тылом двусторонние. В тыл едут в эвакуацию, на фронт — на войну. Так многие жители Башкирии оказались на Украине. Многие там и погибли. История самого прославленного подразделения республики — 112 Башкирской гвардейской кавалерийской дивизии — неразрывно связана с Украиной. И именно здесь, в Луганской, а тогда Ворошиловградской области, погиб легендарный Шаймуратов-генерал. Сразу после войны Башкирским обкомом была организована экспедиция, выясняли место гибели генерала. Главным тогда было доказать, что он погиб, а не «пропал без вести», — в те времена такая формулировка для имени народного героя вызывала много вопросов. Работы прошли успешно, экспедиция выяснила все детали и дополнила историю дивизии. В том числе и свидетельствами бойцов о гостеприимстве простых украинцев, зачастую рисковавших собственной жизнью ради конников из неведомой раньше Башкирии.

Уже во времена, когда Украина стала отдельным государством, история получила продолжение. На месте гибели Шаймуратова теперь — территория города Петровское, разбит сквер и поставлен памятный камень. Камень и деревья — привет из родной земли: сквер носит имя Башкирских конников.


Распределительные волны

Если культурные и научные умы уехали, то многие из работников заводов остались. И привычными стали уфимцам застольные украинские песни, как и необычные фамилии. Например, на Химпроме в руководстве долгое время работали Орёл, Лев и Синица. И возникали интернациональные семьи.

Развитие промышленности в Башкирии привлекало молодых специалистов со всего Союза. Очень многие инженеры, приехав по распределению в Уфу, Салават или Стерлитамак, так здесь и оставались. 


Украинская новь

Сейчас в Башкирии проживает больше 40 тыс. украинцев. Это по переписи. Учитывая множество смешанных браков, жителей, каким-то образом относящихся к украинской культуре, ещё больше.

Мест компактного проживания украинцев — именно так официально классифицируются сёла, когда-то основанные переселенцами, всё меньше. Отметила вот Казанка недавно 120 лет. Но самое украинское место там сейчас — кладбище. Там и установили часовенку.Счастливое исключение — село Золотоношка. То самое, основанное ещё в 1900 году. Сейчас здесь 80 % населения — украинцы. 

Но самое главное — украинская речь звучит в домах! Без этого потеряли бы смысл и ансамбли, и государственные статусы.


Уфимские украинцы

 

Востребована украинская культура и в Уфе. В городе работают две воскресные школы — одна им. Шевченко в Кировском районе, другая, «Злагода», — в Калининском. Есть ещё одна в городе Салавате. Воскресная школа — это что-то между учреждением допобразования и клубом по интересам. Дети разных возрастов занимаются украинским языком, изучают историю Украины. Конечно, в облегчённой форме — ну кого заставишь ещё и по воскресеньям учиться? Язык — часто в форме стихов и песен, которые поются тут же на музыкальных занятиях. И здесь же традиционные танцы. Ещё ребята осваивают традиционные ремёсла. Например, плетение из соломы. Преподаватель Сергей Обухов, имеющий и юнесковские регалии, воспитал уже не одно поколение искусных мастеров. 

Обучение здесь бесплатное, преподаватели получают бюджетную зарплату. Обстановка — уютная и почти семейная, качество преподавания — высшего уровня. Есть кандидат филологических наук, есть исторических. Неудивительно, что желающих заниматься много. Всего в школе числится 160 учеников, из них 55 — воспитанники интернатов. Постоянно ходят около пятидесяти. Каждое лето ученики выезжают в международный украинский лагерь подо Львовом, где вживую познают культуру и язык.

— Главное для нас — создать благоприятную этническую и языковую среду, — говорит директор «Злагоды» Елена Николаевна Хайруллина. — Мы хотим, чтобы наши ученики не только узнали украинскую культуру, но и полюбили её. У нас есть уже и династии. Например, дочери преподавателя Сергея Обухова сначала занимались сами, потом одной из них, когда выходила замуж, здесь даже обряд сватанья проводили. Теперь уже их дочки по воскресеньям бегают на занятия в группу для малышей.

Добрый день, батьку, — Елена Николаевна с радостью здоровается со статным гостем. После объятий — а это здесь нормальная форма приветствия — переходят к обсуждению текущих дел. 
Владимир Борисович Дорошенко — председатель Республиканского национально-культурного центра украинцев Башкортостана «Кобзарь». Он возглавляет его с самого основания — января 1990 года, скоро будет уже 25 лет. Центр объединяет восемь самодеятельных коллективов, которые постоянно участвуют в городских и республиканских мероприятиях. Ну и активизируются по традиционным украинским и православным праздникам: Рождество, Крещение, Пасха, Ивана Купалы, — как правило, именно на эти праздники приходится пик активности всех коллективов.
Башкортостан считается образцовым регионом по отношению к национальным культурам. Уникальность украинской воскресной школы в Уфе отметила комиссия ОБСЕ, нигде в России больше не удалось ввести преподавание на украинском на муниципальном уровне. Оба центра — «Золотоношка» и «Кобзарь» — филиалы Дома дружбы под государственной защитой.На уроках украинского классы полные. Значит, школы будут жить. И жить они будут, пока в домах будет стоять по томику Шевченко, а на семейных праздниках — звучать завораживающие украинские песни.