Manhattan
3 года назад

Ретроспектива: Горные заводы

текст и фото: Валерий Кузнецов

П родолжу своё повествование о том, как я отправился по следам фотоэкспедиции Сергея Михайловича Прокудина-Горского по Южному Уралу.

Из Уфы Прокудин-Горский в своём спецвагоне отправился дальше на восток и первую остановку сделал на следующей от Уфы станции Шакша. От тех шакшинских этюдов осталась лишь черно-белая фотография моста через Уфимку да цветное изображение стогов сена.


Надо сказать, что малоинформативное. А по месту съёмки, разумеется, совершенно не идентифицируемое.

Конечно, настоящая работа началась после того, как Прокудин-Горский доехал до Аша-Балашовского завода. Так (Аша-Балашово) тогда называлась Аша. Кстати, мало кто знает, что станция Аша долгое время называлась ещё и Вавилово.

В Аше начинались горы. В Аше начинались горные заводы. Просто-таки любо дорого для истосковавшегося по натуре фотографа. И Прокудин-Горский начал снимать. На серии фотографий, сделанных на Аша-Балашовском заводе, мы видим реку Сим и домишки заводского поселения.

К сожалению, трудно определить, откуда была сделана фотография. Зато прекрасно идентифицируется следующий снимок. Фото сделано с моста через Сим.


Слева мы видим Казарменный гребень и Самаро-Златоустовскую магистраль. Нынче всё на месте, в том числе и мост. Вот так картина выглядит в наши дни.

Сойдя с моста, фотограф отправился через железную дорогу на Казарменный гребень и по пути сделал фотографию с железной дороги.

Надо заметить, что Прокудин-Горский питал определённую симпатию к съёмкам железнодорожных путей. В дальнейшем это хорошо прослеживается.

На фото видно, что дорога на этом участке в 1910 году была ещё однопутной.

Так она выглядит в наши дни.

На фото видно, что прибавилось опор электрифицированной тяги и построена противокамнепадная галерея.

Дальше Прокудин-Горский отправился на вершину Казарменного гребня. В свои 47 лет, именно столько ему исполнилось в 1910 году, Прокудин-Горский исправно подымался на все вершины, с которых, как известно любому фотографу, открываются лучшие виды. И всегда доходил до вершины, хотя мог остановиться на половине пути.

Таким он увидел посёлок Аша-Балашовского завода сверху.

Таким я увидел город Ашу летом 2013 года.

Как видно, на месте леса появилось поселение.

Дальше путь «царского» фотографа пролёг дальше на восток, и поезд привёз его на станцию Миньяр.

Последние статьи в разделе
Back to top