Manhattan
3 года назад

Водная грамота

текст: Евгений Яковлев

Ноты воды

 

К ап-кап: В ночном безмолвии кухни каждая капля кажется ударом молота. Капля нависает, набухает, и через мгновение рухнет, обрушится всей своей мощью, нарушит покой. 

Кап-кап: Капкан труб и вентилей. Сантехническая симфония номер 6.

Бултых: Камень вторгается в воду, шустрый, нервный, чтобы через мгновение вынырнуть на поверхность, чтобы через мгновение вторгнуться в воду, чтобы через мгновение...

Синусоиды к восторгу детворы.

Вода точит камень, стирая его в крошку. Бултых... Ултых... Лтых...Тых... Ых... Х…

Бдыщ: 75-метровое падение с моста «Золотые Ворота» длится 4 секунды. Тело ударяется о воду на скорости 142 км/ч.

Буль-Буль: Бурлит, закипает, пенится. Кружатся по комнате ароматы. Галина Волчек с Галиной Бланкой на ты.

Буль-Буль: Легенды и мифы: Шива и Вишну наблюдают за Пахтаньем Молочного океана.

Вода течёт, фонтанирует, льётся, капает, бьёт, брызжет, стекает, журчит, и при всём этом звучит.

Море поёт

 

Те, кто обрекают всех рыб на молчание и глухоту, 

весьма мало знают природу рыб.

 Клавдий

Любознательный Леонардо да Винчи еще в 15 веке говорил, что если опустить в воду отверстие трубы, а другой её конец приложить к уху, то непременно услышишь идущие вдали корабли.

Неуёмные звуки носятся по водоёмам, только прикорми — и вытаскивай.

Море поёт, и чтобы услышать это, человек вот уже несколько веков пичкает воду эхолотами, гидролокаторами, шумопеленгаторами, гидрофонами и прочей аппаратурой. Привлекали морские глубины и основоположника телефонии Александра Белла: 

«Под водой нас ждёт целое царство звуков, которые ещё предстоит исследовать. Я не раз собирался отправиться на берега Ньюфаундленда и половить рыбу с помощью телефона. Если опустить передатчик с наживкой прямо в середину косяка трески, я уверен, удастся услышать нечто необычное».

Если долго сидеть на берегу водоёма и обратиться в слух, можно побывать не на одном импровизированном концерте, и понять, наконец, что выражение «нем, как рыба» не несёт в себе никакого смысла.

Неутомимый исследователь гидроакустики Игорь Иванович Клюкин в своей книге «Нептун оглушён» приводит десятки и сотни доказательств того, что море не молчит. По поводу и без — вода говорит.

Черноморская ставрида лает, как собака, а распространённая в Средиземном море рыба-барабанщик, оправдывая свое название, издает звуки, похожие на барабанный бой. Звуки, издаваемые кефалью, похожи на цоканье лошадиных копыт, а морской налим урчит и хрюкает. Скат Мобула звенит колоколом, белуга воет и ноет так, что англичане называют ее не иначе, как морской канарейкой.

Тот же Клюкин в другой своей книге «Удивительный мир звука» рассказывает фантастические на первый взгляд истории о том, как тюлени безупречно повторяли за человеком мелодии, а две «аквариумные» касатки, находящиеся в Ванкувере и Вашингтоне, оживленно беседовали друг с другом при помощи гидрофона.

Наконец, польский писатель Аркадий Фидлер так чарующе описывает свою встречу с поющими рыбами:

«После грозового дня закат был особенно ярок и живописен. В воздухе и на реке стояла абсолютная тишина — и вдруг я отчетливо услышал доносившийся из-под воды звон. Вскоре к этим звукам стали присоединяться другие, похожие, сначала в одном месте, потом почти по всей реке. Это были звуки разных тональностей, высокие и низкие; казалось, что звонят колокола различных размеров, а также маленькие звонки и даже детские бубенчики...».

Море поёт, но человеку мало этих знаний и этих звуков, человек хочет выжать из моря всё до последней капли, человек хочет подражать.

В 1744 году Великобритания была очарована звучанием «музыкальных стаканчиков» Ричарда Пакрича. Спустя пару лет в Лондоне «приборами» солировал уже сам Кристоф Глюк. Его «Концерт на 26 стаканчиках, настроенных вешней водой», имел оглушительный успех.

 

 

В середине XVIII века вездесущий Бенджамин Франклин усовершенствовал инструмент, назвав его стеклянной гармоникой. Стаканчики он заменил стеклянными полусферами, нанизанными на вал. Нижний край полусфер погружался в емкость с водой и при вращении вала, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало звук небесной красоты. Моцарт, Штраус, Бетховен и многие другие композиторы восхищались звучанием гармоники и использовали её в своих произведениях.

В наши дни виртуозно владеют стеклянной гармоникой немногие. 

Томас Блох: И Жан-Клод Шапюи со своим «Стеклянным Оркестром»

В 1976 композитор Джордж Крам в произведении «Dream Sequence» «озвучил» Бога стеклянной гармоникой.

За пять лет до этого Крам уже обращался к водной теме. В 1971 году американец, поражённый пением китов, написал пьесу «Vox Balaenae» («Голос кита»). По задумке автора, пьеса должна исполняться тремя музыкантами в масках на сцене, залитой глубоким синим цветом.

В 1952 году великий экспериментатор Джон Кейдж впервые обратил свой взгляд на воду.

«Water Music» — пьеса для фортепиано и импровизаций с водой: исполнитель переливает воду из одного предмета в другой, включает и выключает радио, свистит в различные свистки.

Позже в произведениях «Прогулки по воде» и «Звуки Венеции» (1958) основой основ вновь стала вода. На сей раз она шипит и булькает на фоне сигналов прогулочных катеров.

Тягу Кейджа к воде объяснить несложно: его отец был изобретателем, конструктором радаров; говорят даже, один из них смог засечь немецкую подлодку в Ла-Манше во время Первой мировой войны. 

София Губайдуллина во время одной из репетиций оркестра услышала странные звуки, которые извлекал ударник из дивного инструмента. Инструментом оказался аквафон. Губайдуллина купила в Америке сразу два, и в 2002 году записала для них и ещё семи виолончелей полную тревог и сомнений пьесу «У края пропасти».

 

 

Вода и стекло в дуэте звучат таинственно и возвышенно, но стеклянная гармоника и аквафон — это не предел мечтаний взыскательного музыканта. Как вам, например, ледозвонница, ледофон, ледяной ксилофон и колокольчики?Первый «Ледяной Оркестр» появился в Норвегии, а уже через полгода и в России нашлись умельцы извлекать музыку изо льда.

Впрочем, зачем вырезать изо льда инструменты, если лед в умелых руках и без того запоет? В марте 2012 четверо смелых отправились на Байкал, чтобы сыграть там свою ледяную песню.

 

 


В 2007 году художница Кэти Петерсон записала таяние крупнейшего в Европе ледника Vatnajokull, и это воистину получилось величественно.

Вмешательство человека сведено к минимуму, здесь только ветер, солнце и лёд. Полчаса похрустываний, перекатов и завываний можно услышать, позвонив по этому номеру:  +44(0)7757001122

«Позвони мне, я весь таю от твоего голоса», — словно говорит нам айсберг.

Мы удачно избежали упоминания пресловутых пресноводных записей водопадов, ручейков, шума прибоя, рокота волн, не вспомнили о рукотворных поющих фонтанах, и всё для того, чтобы рассказать о воде диковинной и дикой. Однако без Эмото Масару наш рассказ будет неполноценным: этот японец сложил о воде уже не одну оду и гимн, возведя H2O в настоящий культ.

Масару уже много лет пытается спасти человечество с помощью «живой воды». Японец утверждает, что вода восприимчива к любой информации, она буквально впитывает всё извне, и потому, в зависимости от характера информации, вода может менять свою структуру.

Учёный нашёптывал пробиркам с водой «я тебя убью» и «я тебя люблю» — и, разумеется, кристаллы с водой, которой признавались в любви, выглядели красивее кристаллов, «впитавших» негативную энергию.

Масару Эмото включал воде музыку —– тысячи различных композиций и пришёл к выводу, что классическая музыка влияет на воду положительно, а тяжелый рок — отрицательно (кто бы мог подумать!). Японец даже отобрал 15 самых «положительных» для воды, а значит, и человека, композиций. И если отбросить в сторону всё это шарлатанство с продажей бутылочек «живой воды», брошюр «Кристаллы добра» или «Послания воды» и чепухи вроде: 

«Прослушивание прелюдии Дебюсси способствует очищению разума и тела. По мере того, как вода в вашем организме начнет становиться чище, напряжение и боль в области поясницы ослабеют. Вы почувствуете лёгкость во всем теле. Эмоциональное хадо: очищение организма, освобождение от стресса, вызванного различными нагрузками. Физическое хадо: устранение боли в пояснице».

Добрый доктор Дебюсси

Так вот, если отбросить в сторону всю эту «лже-науку», то, во-первых, останутся сотни забавных снимков кристаллов воды.

Так, например, выглядит вода после прослушивания «Imagine» Джона Леннона.

Так — после симфонии Моцарта:

А во-вторых, этот список прекрасной «окроплённой» и «намоленной» музыки.

Бедржих Сметана, «Влтава»

Иоганн Штраус, «На прекрасном голубом Дунае»

Иосиф Иванович, «Дунайские волны»

Клод Дебюсси, «Игра волн»

Рихард Вагнер, прелюдия к первому акту оперы «Лоэнгрин»

Петр Ильич Чайковский, сцена из 2 акта балета «Лебединое озеро»

Ян Сибелиус, «Туонельский лебедь»

Отторино Респиги, «Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце»

Ничего лишнего: только вода и музыка. Удивительная гармония, ведь к музыке, как и к воде, применимы те же термины — она льётся, струится, в конце концов — она уносит в дивные дали.

Последние статьи в разделе
Back to top